Среди мотоциклистов постепенно набирает обороты тема изготовления одноколёсных прицепов-тележек. Такая тележка отличается от двухколесного прицепа тем, что у неё две степени свободы относительно мотоцикла-тягача и в поворотах она наклоняется вместе с мотоциклом. Это обеспечивается сцепкой с карданным шарниром, либо аналогичной конструкцией. При не очень большой длине такого "мотопоезда" (2,1м мотоцикл + 1,7м тележка = 3,8м - длина микролитражки) сохраняется одноколейность и манёвренность мотоцикла, и значительно возрастает багажный объем и удобство погрузки. Буксировка мотоциклом немеханического ТС разрешена по ПДД РФ и даже есть информационное письмо ГИБДД.
Но как легализовать такой "мотопоезд" и вообще что это такое с точки зрения законов РФ?
В Чехословакии производился с 1960х годов прицеп Pav-40
Он производится до сих пор, и по Европейским законам не требует регистрации, но необходимо установить дубликат номерного знака.
По законам Украины любое транспортное средство должно иметь не менее двух колёс, поэтому такая тележка не подлежит регистрации и в Украине есть производитель таких прицепов - https://c-way.io.ua/
На последнем фото хорошо виден карданный шарнир сцепки.
В Российских законах не так всё однозначно, но в ГОСТ на прицепы нет понятия "ТСУ с карданным шарниром" или чего-то подобного.
А вот что пишет человек, изготовивший себе такую тележку, на своем сайте http://motopoezd.ru/yuridicheskie-aspekty/ :
При обращении в НАМИ был задан вопрос о получении одобрения типа ТС для одноколесного мотоприцепа с целью последующей постановки прицепа на учет в ГИБДД и получения номерного знака. Ответ был совершенно неожиданным. Одноколесный мотоприцеп не является прицепом в общепринятом понимании, т.к. он не имеет той степени свободы, которая есть у стандартных прицепов, присоединяемых к буксирующему ТС с помощью шарового сцепного устройства. В силу того, что одноколесный мотоприцеп «жестко» прикреплен к мотоциклу и фактически является его продолжением, повторяющим все действия мотоцикла, связку одноколесного прицепа с мотоциклом следует расценивать как одно транспортное средство.
Отсюда можно сделать вывод о том, что одноколесный мотоприцеп не подлежит регистрации в ГИБДД, и можно эксплуатировать одноколесный прицеп без номерного знака. Мнение ГИБДД по этому поводу пока неизвестно.
Если предположить, что данный вывод правильный, при общении с инспектором ГИБДД на дороге может возникнуть следующая проблема. Чтобы было понятнее, обращусь к аналогии. Для удобства перевозки велосипедов на автомобиле есть специальное устройство, которое крепится на заднюю часть машины и своей нижней частью опирается на фаркоп (велобагажник на фаркоп). На велобагажник ставятся один или несколько велосипедов. Проблема в том, что при установке на машину такая штука загораживает заднюю светотехнику и номерной знак, поэтому производители таких велобагажников в обязательном порядке дублируют задние фонари и предусматривают место для крепления номерного знака. Задний номерной знак перед установкой велобагажника снимается со штатного места машины и крепится на велобагажник. Если не перевесить номерной знак и не продублировать световые приборы, то езда с велобагажником является нарушением правил дорожного движения в соответствии со ст. 12.2 КоАП РФ «Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков» и п. 3.1 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» (внешние световые приборы).
Таким образом, для избежания проблем при общении с ГИБДД (если вы считаете, что таковые могут возникнуть) можно либо заказать дубликат номерного знака и прикрепить его к мотоприцепу, либо перенести номерной знак со штатного места крепления мотоцикла на мотоприцеп. Одноколесные мотоприцепы производства компании Мотопоезд.ру оборудованы всеми необходимыми световыми приборами, включая подсветку номерного знака.
Получается, что тележка - это такое дополнительное оборудование для мотоцикла? И как его легализовать?
И что делать зарубежным мото-туристам с такими тележками, когда по законам их страны никаких регистраций изменений конструкции не требуется?