Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2015 г. № 1108 Росстандарт является уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации) на территории Российской Федерации и по выполнению требований ТР ТС 018/2011.
Программа мероприятий об отзыве продукции представляется на согласование в Росстандарт в соответствии с положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Методический порядок по разработке и реализации программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в связи с несоответствием продукции требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» утвержден от 05 июля 2016 г. Приказом № 847.
Меры административного воздействия
Федеральный закон «О техническом регулировании»:
- направление информации о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата, предписания о приостановления или прекращения действия декларации (часть 1 статьи 34)
- выдача предписания о разработке программы мероприятий по предотвращению вреда или угрозы вреда (часть 2 статьи 39)
- выдача предписания о приостановке реализации продукции (часть 3 статьи 39)
- информирование через СМИ, в т.ч. на сайте Росстандарта, зарегистрированном в качестве СМИ (часть 3 статьи 39)
При подготовке отзывной программы – предупреждение!
- принудительный отзыв продукции через суд (статья 40)
КоАП:
- статья 14.43 – нарушения в области технического регулирования
- статья 14.46.2 (введена 30 июля 2017 г.) – нарушения в части непринятия мер по предотвращению причинения вреда
Официальный сайт Росстандарта: http://www.gost.ru
Указанный контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Результатом исполнения государственной функции является оформление акта проверки. В случае выявления нарушений обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов по завершении оформления акта проверки Росстандартом принимаются следующие меры:
1) выдаются следующие предписания об устранении нарушений с указанием сроков их устранения:
- об устранении выявленных нарушений;
- о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда;
- о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию;
- о приостановке реализации продукции, не соответствующей обязательным требованиям национальных стандартов и технических регламентов;
2) выдается предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов;
3) принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать двадцати рабочих дней.
Обязанность хранить доказательственные материалы по ТР ТС 018/2011:
п.32 «Протоколы сертификационных испытаний <при оценке соответствия типа ТС> хранятся в испытательной лаборатории не менее 5 лет.»
п.70 «Документация, имеющая отношение к проведению оценки соответствия единичного транспортного средства, хранится в архиве аккредитованной испытательной лаборатории не менее 5 лет.»
п.91 «Документация, имеющая отношение к проведению испытаний <компонентов>, хранится в архиве аккредитованной испытательной лаборатории не менее 5 лет.»
Об обсуждении Росстандарта с предприятиями автомобилестроения проведения отзывных кампаний
МОСКВА, 13 марта 2017 г. – Актуальные вопросы реализации отзывных кампаний в России обсуждались на совещании в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) с участием заместителя главы ведомства Алексея Кулешова и представителей большинства представленных на российском рынке автоконцернов.
В его работе приняли участие представители компаний Peogeot-Citroen, Toyota, BMW, Geely, Volkswagen, Hyundai, Nissan, Renault, Ford-Sollers, Mazda, Mitsubishi, Fiat-Chrysler, Iveco, АВТОВАЗ и др.
Рассматривались результаты проведенной работы со стороны автомобильных компаний и Росстандарта. Напомним, Росстандарт является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в сфере безопасности выпускаемых на рынок автомобилей. В рамках функций ведомства в том числе - согласование программ мероприятий по осуществлению отзыва техники с рынка.
Одной из тем обсуждения стала динамика в сфере проведения отзывных кампаний. В 2015 году было проведено 47 отзывов транспортных средств общим количеством около 280 единиц. По итогам 2016 года - 90 отзывов автомобилей с общим количеством около 1,1 млн. транспортных средств. В 2017 году проведено 17 отзывов транспортных средств с общим количеством более 250 тыс. автомобилей. Такие результаты связаны с все более активным вовлечением автопроизводителей в эту работу и заинтересованностью в обеспечении безопасности конечного потребителя своей продукции.
В июле 2016 г. приказом Росстандартом были приняты Методические рекомендации по разработке и реализации программ мероприятий, связанных с отзывными кампаниям в отношении автомобильной техники. При обсуждении ее применения на совещании рассматривались также проблемы в реализации отзывных компаний. В частности, речь идет о сложностях в оповещении собственников транспортных средств, особенно в случае автомобилей со сменившимися в ходе эксплуатации владельцами. Отмечено нежелание собственников коммерческой техники в целом проходить сервисные кампании (на безвозмездной основе). Отдельно обсуждался вопрос о необходимости совершенствования нормативно-методической базы в сфере отзывных мероприятий.
Представителями автомобильных компаний предложено проработать вопрос об использовании устанавливаемых на новые транспортные средства систем ЭРА-ГЛОНАСС для оповещения автовладельцев о необходимости пройти сервисные мероприятия.
Участники совещания отметили важность регулярного обсуждения совместно с Росстандартом проблем в сфере реализации отзывных кампаний, а также предложения по совершенствованию этой системы и в дальнейшем. Проблематику планируется обсудить в том числе на одном из круглых столов, организуемых Росстандартом совместно с Ассоциацией автомобильных инженеров на площадке Центра испытаний «НАМИ».
Справочно. Программа мероприятий об отзыве продукции представляется в Росстандарт в соответствии с положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Отзыв (продукции) – корректирующее действие, предпринятое после производства с целью защиты здоровья и безопасности потребителей в связи с использованием какой-либо продукции. (пункт 2.12 ГОСТ Р ИСО 10393-2014 «Отзыв потребительских товаров. Руководство для поставщиков»).
Источник: http://www.gost.ru/wps/portal/pages/news/?article_rss_id=5341