Виды автомобильных шин
- Протектора можно подразделить на следующие основные виды (см. рисунок):
- Шоссейные (дорожные) - шины для использования в условиях асфальтированных дорог и скоростного передвижения положительной температуре воздуха. Обладают наилучшей износоустойчивостью и отличным сцеплением с мокрым и сухим асфальтовым покрытием. При этом, их запрещается эксплуатировать в зимнее время года и не рекомендуются для мокрых грунтовых дорог.
- Городские - для эксплуатации в условиях асфальтовых дорог с некачественным покрытием и твёрдых грунтовых дорог.
- Внедорожные - шины являют собой универсальные покрышки, применяемые на всех видах дорожных покрытий, на по своим качествам приближены к всесезонным.
- Региональные (специальные) - шины с улучшенной проходимостью для езды по мягким грунтам и небольшому бездорожью. Не желательны для использования на скоростных шоссе, так как преждевременно изнашиваются и очень шумят при быстрой езде.
- Зимние - автошины для дорог с обледенелым или заснеженным покрытием. Требуются для эксплуатации в зимнее время года, но при положительной температуре воздуха уступают летним покрышкам, при этом ещё и сильно изнашиваются. Существует большое количество вариантов такой резины, будь то с металлическими шипами противоскольжения или без них – «липучка». Следует заметить, что на рыхлом снегу, сухой и мокрой дороге «шипованная» шина ведёт себя хуже, чем «не шипованная», так как ввиду наличия шипов понижается коэффициент сцепления с дорожным покрытием и удлиняется тормозной путь.
- Всесезонные (строительные), которые стоит упомянуть отдельно, как усреднённый вариант дорожных и региональных покрышек. Они сочетают в себе свойства летних и зимних, но не в полной мере. Использовать их возможно в течение всего года лишь условиях умеренного климата, без заморозков и летнего зноя. Однако, всё же предпочтительней иметь раздельные комплекты летних и зимних шин, каждый для своего времени года.
Обозначение размера шины (например, 185/70 R14) информирует:
Первая цифра в маркировке автошины - Ширина профиля покрышки - обозначается в миллиметрах, и обозначает линейное расстояние от левой до правой наружной боковин накачанной покрышки без учёта выступающих возвышений из-за надписей или технологической маркировки на поверхности резины, а также защитных ободов или поясов. При этом, этот показатель не должен превышать ширину обода колёсного диска более, чем на 30%. Но всегда лучше, если на авто установлены шины с параметрами, рекомендованными его производителем и пользоваться правилом превышения желательно лишь в том случае, когда не известен параметр шин, рекомендованный заводом-изготовителем автомобиля.[/list]
Вторая цифра в маркировке автошины - Высота профиля покрышки - обозначающая в процентах высоту шины от её ширины, например, 185/70 R14 — это высота 70% от 185 мм. По высоте профиля шины классифицируются на:
- а) сверхнизкопрофильные (менее 50%);
б) низкопрофильные (50…65%);
в) обычного профиля (65…70%;
г) высокопрофильные (70…82%);
д) полнопрофильные (более 82%).
Третья цифра в маркировке автошины - Монтажный диаметр покрышки - как-то например, 185/70 R14 , обозначающая диаметр обода колёсного диска в 14 дюймов (1 дюйм = 2,54 сантиметра). Этот параметр шины обязательно должен соответствовать монтажному диаметру диска колеса. Следует отметить, что буква «R» в данной маркировке обозначает радиальную конструкцию автомобильной шины, но никак не колёсный радиус.
Индекс максимальной скорости покрышки (см. рис. Выше) - обозначает расчётную максимальную скорость шины, до которой её эксплуатация сертифицирована. Обозначается буквенными индексами, например, J, K, L и так далее, каждому из которых соответствует значение максимума скорости, до достижения которого резиновый состав покрышки ещё не разрушается (см. следующую таблицу).
Из таблицы следует, что это максимально допустимая нагрузка, которую выдерживает одна шина с данным индексом, в килограммах. Таким образом, допустимая нагрузка на все четыре колеса должна соответствовать максимальному весу автомобиля с водителем, грузом и пассажирами, плюс к этому ещё и запас не менее, чем 15 %.
- В настоящее время более распространены два вида каркасов (скелетов) шины, расположенных под протектором:
Диагональные, дающие большую механическую прочность каркаса и обеспечивающие наилучшую проходимость по грязи.
- Герметизация шин подразделяется на два типа:
Достоинства: меньший вес колеса, лучшая балансировка и уменьшенный нагрев при быстрой езде, длительная сохранность давления при проколе, так как воздух выходит лишь в месте повреждения шины.
Недостатки: монтаж таких шин возможен только на колёсные диски, со специальными ободами – хампами, хотя приобрести их возможно повсеместно.
Камерный способ, ныне практически не используется, за редкими исключениями, например, для спецтехники.
Недостатки:тяжёлые, не для быстрой езды, проблемная балансировка, быстрая потеря давления при проколе, так как воздух выходит ещё и через вентильное отверстие в ободе колеса.
Колёсные шины имеют свойство изнашиваться неравномерно, что обусловлено типом привода автомобиля (переднеприводные, заднеприводные, полноприводные) и отличными друг от друга углами установки колёс, то для обеспечения их равномерного износа и, как следствие, обеспечения наилучшей сцепляемости с дорожным покрытием и уменьшения тормозного пути автомашины, периодически следует менять колёса местами.
Оптимально такую процедуру проводить, примерно через каждые 15000 км пробега. Для того, чтобы правильно провести перестановку ниже приведена схема, в зависимости от типа привода автомобиля.