В связи с вступлением в силу Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств ТР ТС 018/2011 собственники ТС с газобаллонным оборудованием, не зависимо от срока установки этого оборудования (до 01.01.2015 года или после), вынуждены вносить изменения в конструкцию ТС в порядке, установленном техническим регламентом. При этом владельцы ТС тратят время, нервы и деньги для решения этого вопроса.
Очевидно, что государство, внедряя эту процедуру для собственников газобаллонных автомобилей, закладывало главную идею – навести порядок в этом вопросе и повысить безопасность эксплуатации таких ТС.
При этом определялась и повышалась роль разных коммерческих и государственных структур.
Аккредитованные лаборатории должны проверять соответствие вносимых изменений требованиям законодательства.
Установочные центры должны пройти сертификацию, научиться не только правильно устанавливать, но и правильно оформлять соответствующие документы.
Заводы-изготовители ГБО и баллонов должны заново пройти сертификацию по требованиям ЕЭК.
Операторы технического осмотра должны научиться разбираться в вопросах проверки вносимых изменений и отражение их в диагностических картах.
Представители государства – подразделения ГИБДД, обучить сотрудников быстро и, главное, правильно проверять наличие документов по вносимым изменениям, подписывать заявления и выдавать Свидетельства.
Прошло 3 года и все задействованные организации в той или иной мере, с теми или иными издержками научились этой работе. Сократились сроки оформления внесения изменений с 4-6 месяцев до 2-3 недель.
Разработан и вступил в силу соответствующий ГОСТ, на завершающем этапе принятие Постановления Правительства РФ по этому вопросу, а следом и Технического регламента ГИБДД.
Вроде бы все хорошо на первый взгляд. Процесс идет.
Но если посмотреть на этот вопрос с точки зрения безопасности, то картина не такая радужная.
Рассмотрим реальную ситуацию с безопасностью единичного транспортного средства.
Для примера, возьмем легковую машину, на которой 5 лет назад установлено ГБО. Собственник ТС за 3-4 месяца прошел через круги ада, потратив от 8000 до 17000 рублей, (в 2016 году цена доходила до 30000 р) и получил заветную отметку в ПТС.
Возникает резонный вопрос – а как возросла безопасность его транспортного средства за эти деньги.
Ответ – в 90% случаях никак. Все осталось на том же уровне, хотя было задействовано множество организаций, как коммерческих, так и государственных, да и государству он заплатил две госпошлины 800 и 850 рублей.
Откуда такой вывод.
1. Любой установщик, да и опытный водитель знает, что главная опасность в ГБО, требующая повышенного внимания – это баллон. Остальное оборудование, даже в случае неисправности и даже утечки, к взрыву не приводит. Другое дело – баллон. Давление 16 или даже 200 атмосфер. Основная опасность взрыв. Причем первичное разрушение баллона, как правило, происходит не из-за взрыва газо-воздушной смеси, а из-за разрушения корпуса баллона в следствие коррозии или повреждения баллона и только потом воспламеняется газовоздушная смесь.
2. В большинстве регионов вопросу состояния баллонов при внесении изменения в конструкцию ТС никто внимания не уделяет. Главное, чтобы копия паспорта на баллон была. И вот штампуют эти копии многими сотнями и тысячами с одного подлинника и сдают в составе документов. Проходит.
В других случаях установочные центры выдают Акты без клеймения. И тоже проходит. И никто даже не задумывается, что установочный центр этого делать не может. У него нет ни права этого делать, ни оборудования, ни подготовленных специалистов.
3. Таким же безответственным образом подходят к вопросу безопасности и крупные предприятия, главное, чтобы отметку в ПТС поставили. Практика это показывает практически ежедневно.
4. Косвенным подтверждением такого печального положения дел является тот факт, что объемы работ для действующих пунктов освидетельствования баллонов не растут, а также отсутствие роста количества самих пунктов. А зачем им расти, если никому нет дела, что 90 % машин ездят с не освидетельствованными баллонами и никто это не проверяет.
5. Озабоченность таким состоянием дел и сподвигла к разработке предложений по изменению этой ситуации в лучшую сторону.
Информация по организации контроля за правильным оформлением документации по освидетельствованию баллонов при сдаче комплекта документов для получения Свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности 1. Требования Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств ТР ТС 018/2011.
Приложение 8:
8. Система питания газобаллонных транспортных средств, ее размещение и установка должны соответствовать следующим требованиям:
9.8.1. На каждый газовый баллон должен иметься паспорт, оформленный его изготовителем.
9.8.2. На каждом газовом баллоне, установленном на транспортном средстве, должны быть четко нанесены нестираемым образом, по меньшей мере, следующие данные: серийный номер; обозначение «СНГ» или «КПГ».
9.8.3. Газобаллонное оборудование на транспортных средствах в специально уполномоченных организациях подвергается периодическим испытаниям с периодичностью, совпадающей с периодичностью освидетельствования баллонов, установленной изготовителем баллонов и указанной в паспорте на баллон (баллоны). По результатам периодических испытаний специально уполномоченные организации оформляют свидетельство о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на транспортном средстве.
9.8.6. Не допускается:
9.8.6.1. Использование газовых баллонов с истекшим сроком их периодического освидетельствования.
2. Требования Решения ЕЭК от 18 ноября 2014 года N 211
II. Правила оформления паспорта газового баллона колесного транспортного средства:
6. В паспорте указываются:
п) в поле 15 - сведения о проведении освидетельствования газового баллона.
Сведения об освидетельствовании газового баллона вносятся организацией, освидетельствовавшей газовый баллон, и содержат дату освидетельствования, наименование организации, освидетельствовавшей газовый баллон, заключение о допуске к дальнейшей эксплуатации (с указанием перечня работ при освидетельствовании, информации о случаях, когда освидетельствование газового баллона проводить не допускается, срока следующего освидетельствования), подпись уполномоченного лица, заверенную печатью.
3. Требования ГОСТ 31972-2013 Автомобильные транспортные средства. Порядок и процедуры методов контроля установки газобаллонного оборудования.
4.3.5 Газовые баллоны для КПГ и СНГ, входящие в состав ГБО, должны соответствовать требованиям [1] и [2].
4.3.6 Маркировка паспортных данных газовых баллонов для КПГ и ГСН, наносимая на наружной поверхности, должна соответствовать требованиям [1] и [2].
4.4.7 Размещение и крепление газовых баллонов на ГБТС выполняют в соответствии с [1]-[3].
6.2 Внесение изменений в конструкцию конкретного типа АТС и последующую оценку его соответствия проводят по разрешению и под контролем уполномоченных организаций государств-членов Таможенного союза по месту регистрационного учета АТС (территориального подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения).
Примечания:
[1] - Правила ЕЭК ООН N 67-01,
[2] - Правила ЕЭК ООН N 110-00,
[3] - Правила ЕЭК ООН N 115-00.
4. Требования Правил ЕЭК ООН N 110.
Приложение 3
4.1.3 Срок службы
Срок службы, в течение которого изготовленные баллоны (СПГ) могут безопасно использоваться, устанавливается разработчиком баллона исходя из условий эксплуатации, указанных в настоящем документе. Максимальный срок службы составляет 20 лет;
4.1.4 Периодическая проверка на соответствие установленным требованиям Рекомендации по периодической проверке баллонов на соответствие установленным требованиям методом визуального осмотра или испытания в течение срока службы даются заводом-изготовителем баллона исходя из условий эксплуатации, определенных в настоящем документе. Каждый баллон подвергается визуальному осмотру не реже одного раза в 48 месяцев после даты его сдачи в эксплуатацию на транспортном средстве (регистрации транспортного средства) и во время любой операции по повторному монтажу на предмет обнаружения внешних повреждений и изъянов, в том числе и под крепежными хомутами. Визуальный осмотр производится компетентным органом, уполномоченным или признанным нормоустанавливающим органом, в соответствии со спецификациями завода-изготовителя. Баллоны без маркировки, содержащей обязательные данные, или с маркировкой, содержащей обязательные, но неразборчивые данные, подлежат в любом случае изъятию из эксплуатации. Если баллон можно конкретно идентифицировать по названию завода-изготовителя или серийному номеру, то допускается нанесение новой маркировки и как следствие дальнейшая эксплуатация баллона.
5. Требования ГОСТ Р 51753-2001. Документ утратил силу с 1 февраля 2018 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 20.06.2017 N 563-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 33986-2016.
10. Освидетельствование баллонов (прим.- СПГ, метан).
10.1. Баллоны, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться периодическому освидетельствованию:
- не реже одного раза в пять лет – баллоны типа 1, изготовленные из легированной стали;
- не реже одного раза в три года - баллоны типа 1, изготовленные из углеродистой стали;
- не реже одного раза в три года – баллоны типов 2-4.
Освидетельствование баллонов включает:
- осмотр внутренней и наружной поверхности;
- гидравлическое испытание давлением 1,5 Р;
- проверку массы и вместимости баллонов типа 1 и баллонов типа 2 и 4 со стальными лейнерами;
- пневматическое испытание баллонов т рабочим давлением.
6. Требования ГОСТ 33986-2016.
Вступил в силу с 01.02.2018 г!!!
В данном стандарте информация о порядке и сроках переосвидетельствования баллонов при эксплуатации не представлена.
7. Требования ГОСТ Р 55085-2012.
Документ утрачивает силу с 1 апреля 2018 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 30.06.2017 N 617-ст. Взамен вводится в действие ГОСТ 33752-2017.
10. Указания по эксплуатации.
10.3 Баллоны (прим. – СНГ, пропан) в процессе эксплуатации должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию не реже 1 раза в два года.
8. Требования ГОСТ 33752-2017.
Вводится в действие ГОСТ 33752-2017 с 01.04.2018 г.
10. Указания по эксплуатации.
10.4. Баллоны в процессе эксплуатации необходимо подвергать периодическому техническому освидетельствованию в соответствии с требованиями законодательства страны эксплуатации.
9. Требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».
Ст. 486 Освидетельствование (испытание) баллонов проводят организации-изготовители, а также уполномоченные в установленном порядке специализированные организации, имеющие наполнительные станции (пункты наполнения) и (или) испытательные пункты (пункты проверки) при наличии у них:
а) производственных помещений, а также технических средств, обеспечивающих возможность проведения освидетельствования баллонов;
б) назначенных приказом лиц, ответственных за проведение освидетельствования, из числа специалистов, аттестованных в установленном порядке, и рабочих соответствующей квалификации;
в) клейма с индивидуальным шифром;
г) производственной инструкции по проведению технического освидетельствования баллонов, устанавливающей объем и порядок проведения работ, составленной на основании методик разработчика проекта и (или) изготовителя конкретного типа баллонов.
Ст. 487. Шифр клейма присваивает территориальный орган Ростехнадзора по результатам проверки соответствия испытательного пункта требованиям настоящих ФНП, проводимой на основании письменного обращения организации, планирующей осуществлять деятельность по освидетельствованию баллонов.
Ст. 493. Освидетельствование баллонов, включает:
а) осмотр внутренней (за исключением баллонов для сжиженного углеводородного газа (пропан-бутана) вместимостью до 55 литров) и наружной поверхностей баллонов;
б) проверку массы и вместимости баллонов;
в) гидравлическое испытание баллонов.
Ст. 494. При удовлетворительных результатах организация, в которой проведено освидетельствование, выбивает (наносит) на баллоне свое клеймо круглой формы диаметром 12 мм, дату проведенного и следующего освидетельствования (в одной строке с клеймом).
Ст. 495. Результаты освидетельствования баллонов записывает лицо, освидетельствовавшее баллоны, в журнал испытаний.
Ст. 500. Осмотр баллонов производят в целях выявления на их стенках коррозии, трещин, плен, вмятин и других повреждений (для установления пригодности баллонов к дальнейшей эксплуатации).
Ст. 501. Баллоны, в которых при осмотре наружной и внутренней поверхностей выявлены недопустимые дефекты, указанные в производственной инструкции по освидетельствованию (в частности, трещины, плены, вмятины, отдулины, раковины и риски глубиной более 10 % номинальной толщины стенки; надрывы и выщербления; износ резьбы горловины), должны быть выбракованы.
Ст. 504. Гидравлические испытания баллонов должны быть произведены на специально оборудованных стендах, обеспечивающих безопасность проведения испытаний.
Ст. 507. Освидетельствование баллонов должно производиться в отдельных помещениях, специально оборудованных для его проведения в соответствии с проектом.
10. Перечень организаций, имеющих выданные Ростехнадзором клейма с шифрами для клеймения баллонов.
Перечень организаций, имеющих выданные Ростехнадзором клейма с шифрами для клеймения баллонов с указанием организации, адреса, присвоенного шифра и срока действия клейма размещена на сайте Ростехнадзора в открытом доступе.
Ссылка:
http://www.gosnadzor.ru/industrial/equi ... id=1210625.
11. Фиксация результатов освидетельствования автомобильных газовых баллонов.
1.6.1. На табличке баллона с паспортными данными способом клеймения проставляется:
- клеймо организации в круге диаметром 12 мм,
- месяц, в котором проводилось освидетельствование,
- год, в котором проводилось освидетельствование,
- год следующего освидетельствования.
Пример.
77А 01 18 20
Где, 77А - шифр клейма, 01 – январь, 18 – год освидетельствования 2018, 20 – год следующего освидетельствования – 2020.
Имея шифр клейма, легко определить организацию, проводившую освидетельствование.
1.6.2. Организация, проводившая освидетельствование баллона заносит результаты в журнал испытаний и в паспорт баллона.
1.6.3. Если паспорт баллона отсутствует (до 01.01.2015 г. паспорта на баллоны объемом до 100 л в обязательном порядке не изготавливались), то организация, проводившая освидетельствование баллона выдает собственнику баллона Акт освидетельствования, в котором указывает данные, которые занесены в журнал испытаний:
а) товарный знак изготовителя; б) номер баллона; в) дата (месяц, год) изготовления баллона; г) дата произведенного и следующего освидетельствования; д) масса, выбитая на баллоне, кг; е) масса баллона, установленная при освидетельствовании, кг; ж) вместимость баллона, выбитая на баллоне, литры; з) вместимость баллона, определенная при освидетельствовании, литры; и) рабочее давление Р, МПа (кгс/см2); к) отметка о пригодности баллона; л) фамилия, инициалы и подпись представителя организации (индивидуального предпринимателя), проводившей освидетельствование.
1.6.4. Существующая практика показывает, что собственнику ТС после освидетельствования баллона в любом случае на руки выдается Акт освидетельствования баллона, не зависимо - есть у него паспорт на баллон или нет.
12. Обобщенные выводы из требований нормативной документации.
1. При регистрации внесенных изменений в конструкцию ТС, газовые баллоны должны быть освидетельствованы с клеймением на табличке баллона с паспортными данными.
2. На руках у собственника ТС должен быть оригинал паспорта на баллон и (или) Акта освидетельствования баллона.
3. Шифр клейма, выбитый на баллоне, должен быть зарегистрирован на сайте Ростехнадзора а организацией, проводившей освидетельствование баллона и быть действующим на момент проведения освидетельствования.
4. Обязанность проверки наличия фиксации результатов освидетельствования (клеймо на баллоне, отметка в паспорте на баллон, акте освидетельствования) и правомерности такого освидетельствования соответствующей организацией (наличие в Перечне Ростехнадзора, соответствие шифра клейма и срока его годности) возложена на:
- оператора технического надзора при проведении технического осмотра после внесения изменений;
- на лабораторию перед выдачей протокола технической экспертизы;
- на сотрудника технического надзора ГИБДД при осмотре ТС и приеме комплекта документов для выдачи свидетельства о соответствии конструкции ТС после внесенных изменений требованиям безопасности.
5. Баллоны, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться периодическому освидетельствованию:
СПГ (метан):
- не реже одного раза в пять лет – баллоны типа 1, изготовленные из легированной стали;
- не реже одного раза в три года - баллоны типа 1, изготовленные из углеродистой стали;
- не реже одного раза в три года – баллоны типов 2-4.
СНГ (пропан):
- не реже 1 раза в два года.
2. Действия сотрудника технического надзора ГИБДД при осмотре ТС и приеме комплекта документов для выдачи свидетельства о соответствии конструкции ТС после внесенных изменений требованиям безопасности (по вопросу контроля за соответствием газовых баллонов нормативным требованиям).
1. Проверить в составе представленной документации наличие паспорта на газовый баллон и (или) Акта освидетельствования баллона.
2. При наличии паспорта на баллон проверить:
- дату производства баллона (совпадает с датой первого освидетельствования на заводе-изготовителе);
- срок эксплуатации баллона (как правило, для пропановых баллонов – 10 лет, для метановых баллонов – 20 лет);
- дату последнего освидетельствования, если оно проводилось.
3. Сопоставить дату заводского или последнего освидетельствования баллона с текущей датой. В случае, если дата освидетельствования окажется больше 2-х лет для пропановых баллонов, 3-х лет (для металлических баллонов из углеродистой стали, металлокомпозитных и композитных баллонов), 5-ти лет (для металлических баллонов из легированной стали, в), то документы не принимаются, а ТС отправляется на переосвидетельствование или замену баллона.
В случае, если будет установлено, что баллону более 10 лет (для пропана) или более 20 лет (для метана), то такой баллон подлежит замене. Документы также не принимаются.
4. Проверить на табличке с паспортными данными наличие фиксации данных об освидетельствовании баллона способом клеймения.
5. Сопоставить данные, указанные на баллоне с данными паспорта на баллон и (или) Акта освидетельствования баллона.
6. Проверить наличие указанного на баллоне, в паспорте на баллон и (или) Акте освидетельствования шифра клейма в Перечне организаций, имеющих выданные Ростехнадзором клейма с шифрами для клеймения баллонов, а также срок его годности. Отсутствие или несоответствие данных шифра клейма является основанием для отказа в приеме документов и направлении соответствующей информации в территориальное подразделение Ростехнадзора о неправомерных действиях соответствующей организации, необходимости проверки этой информации и принятии мер.
Материалы предоставил Курочкин Александр Иванович. Спасибо за беспокойство. Наша цель безопасность на дорогах. Ведь по данным ГУ ГИБДД РФ переоборудование под установку ГБО достигает 80% всех обращений по внесению изменений в конструкцию ТС. А в год оформлется около 140000 свидетельств, что конечно подтверждает факт отсутствия регистрации во многих случаях.