По требованиям действующего ТР ТС 018/2011 транспортные средства оборудуются боковыми и задними защитными устройствами.
« На транспортных средствах категорий N2, N3 (за исключением седельных тягачей), O3 и O4 устанавливаются задние и боковые защитные устройства, позволяющие исключить попадание легкового автомобиля под транспортное средство в случае дорожно-транспортного происшествия.
Допускается отсутствие задних защитных устройств на транспортных средствах, конструктивные особенности которых не позволяют выполнить установку соответствующих устройств.
Допускается установка боковых защитных устройств с отклонениями от установленных требований на транспортных средствах, конструктивные особенности и назначение которых не позволяют в полной мере обеспечить выполнение соответствующих требований.
3.7.2. Заднее защитное устройство по ширине должно быть не более ширины задней оси и не короче ее более чем на 100 мм с каждой стороны.
3.7.3. Высота заднего защитного устройства должна быть не менее 100 мм.
3.7.4. Концы заднего защитного устройства не должны быть загнуты назад.
3.7.5. Задняя поверхность заднего защитного устройства должна отстоять от заднего габарита транспортного средства не более чем на 400 мм.
3.7.6. Кромки заднего защитного устройства закругляются радиусом не менее 2,5 мм.
3.7.7. Расстояние от опорной поверхности до нижнего края заднего защитного устройства на всем его протяжении не превышает 550 мм.
3.7.8. Боковое защитное устройство не должно выступать за габариты транспортного средства по ширине.
3.7.9. Внешняя поверхность бокового защитного устройства должна отстоять от бокового габарита транспортного средства внутрь не более чем на 120 мм. В задней части на протяжении не менее 250 мм наружная поверхность бокового защитного устройства должна отстоять от внешнего края наружной задней шины внутрь не более чем на 30 мм (без учета прогиба шины в нижней части под весом транспортного средства).
Болты, заклепки и другие детали крепления могут выступать на расстояние до 10 мм от внешней поверхности. Все кромки закругляются радиусом не менее 2,5 мм.
3.7.10. Если боковое защитное устройство состоит из горизонтальных профилей, расстояние между ними должно быть не более 300 мм и высота их должна быть не менее:
3.7.10.1. 50 мм для транспортных средств категорий N2 и O3;
3.7.10.2. 100 мм для транспортных средств категорий N3 и O4.
3.7.11. Передний конец бокового защитного устройства по горизонтали отстоит:
3.7.11.1. Для грузовых автомобилей не более чем на 300 мм от задней поверхности протектора шины переднего колеса. Если в указанной зоне находится кабина, то - не более чем на 100 мм от задней поверхности кабины;
3.7.11.2. Для прицепов не более чем на 500 мм от задней поверхности протектора шины переднего колеса;
3.7.11.3. Для полуприцепов не более чем на 250 мм от опор и не более чем на 2,7 м от центра шкворня.
3.7.12. Задний конец бокового защитного устройства по горизонтали отстоит не более чем на 300 мм от передней поверхности протектора шины заднего колеса.
3.7.13. Расстояние от опорной поверхности до нижнего края бокового защитного устройства на всем его протяжении не превышает 550 мм.
3.7.14. Постоянно закрепленные на кузове транспортного средства запасное колесо, контейнер для аккумуляторных батарей, топливные баки, ресиверы тормозной системы и другие компоненты могут рассматриваться как части бокового защитного устройства, если они удовлетворяют выше установленным требованиям к его размерным характеристикам.
3.7.15. Боковое защитное устройство не может использоваться для крепления воздушных и гидравлических трубопроводов.»
Более подробно с требованиями к боковым и задним защитным устройствам можно ознакомиться в Правилах ООН № 58 и 73.
Задние и боковые защитные устройства грузовых автомобилей и прицепов устанавливаются штатно заводом изготовителем и автомобиль выпускается в обращение в соответствии с текущим техническим регламентом. В то же время не запрещается эксплуатация транспортных средств не оборудованных защитными устройствами, выпущенных заводом изготовителем без задних и боковых защитных устройств.
Однако при переоборудовании необходимо учитывать, что автомобиль после внесении изменений, по требованиям обеспечения пассивной безопасности должен соответствовать действующему техническому регламенту. Так, при изменении типа кузова (загрузочного пространства) или при изменении размеров заднего свеса, на соответствующее расстояние должно быть перенесено заднее защитное устройство. При отсутствии заднего защитного устройства оно должно быть установлено в соответствии с требованиями Правил ООН № 58.
При переоборудовании транспортного средств, со сменой типа ТС (грузовой бортовой в седельный тягач), в обязательном порядке должна быть установлена боковая защита. При изменении базы транспортного средства, установке в базе транспортного средства дополнительного оборудования (замене штатного) при условии обязательного наличия защиты боковые защитные устройства устанавливаются в соответствии с Правилами ООН № 73.
Также при переоборудовании защитные устройства должны быть восстановлены до первоначального состояния, предусмотренного заводом-изготовителем, если в процессе эксплуатации были удалены по какой либо причине.
Пример исполнения бокового и заднего защитного устройства:
Установка задних и боковых защитных устройств грузовых автомобилей и прицепов.
Александр - эксперт "ПТИА - АВТО"
8-495-741-94-71
ptiafond@mail.ru, www.ptiafond.ru
8-495-741-94-71
ptiafond@mail.ru, www.ptiafond.ru
Re: Установка задних и боковых защитных устройств грузовых автомобилей и прицепов.
Добрый день!
На камаз 4310 устанавливаю КМУ, а так же бортовую платформу со смешением назад вдоль рамы на 800мм. Так же я должен установить Заднее противоподкатное защитное устройство (ЗПЗУ). Но так как это камаз 4310 у него нету штатного устройства и придется колхозить что-то свое под действующие требования.
Согласно требованиям к ЗПЗУ, устанавливаемым на транспортные средства категорий N2, N3, О3 и О4 (за исключением тягачей сочлененных транспортных средств и прицепов, предназначенных для перевозки неделимых длинномерных грузов), регламентируется Правилами ЕЭК ООН № 58. При этом предполагается наличие сзади на транспортном средстве либо специального защитного устройства либо элемента кузова, шасси и других конструкций, которые в силу своей конфигурации и характеристик могут рассматриваться как полностью или частично выполняющие функции такого устройства.
Изучил просторы интернета как сделано с завода на камазах внедорожниках в т.ч 43118 и аналогов, тоже ничего не нашел. Но хотел уточнить если я размещу под рамой запасное колесо - может ли оно выполнять роль ЗПЗУ как частично выполняющее роль такого устройства. Пример на фото
На камаз 4310 устанавливаю КМУ, а так же бортовую платформу со смешением назад вдоль рамы на 800мм. Так же я должен установить Заднее противоподкатное защитное устройство (ЗПЗУ). Но так как это камаз 4310 у него нету штатного устройства и придется колхозить что-то свое под действующие требования.
Согласно требованиям к ЗПЗУ, устанавливаемым на транспортные средства категорий N2, N3, О3 и О4 (за исключением тягачей сочлененных транспортных средств и прицепов, предназначенных для перевозки неделимых длинномерных грузов), регламентируется Правилами ЕЭК ООН № 58. При этом предполагается наличие сзади на транспортном средстве либо специального защитного устройства либо элемента кузова, шасси и других конструкций, которые в силу своей конфигурации и характеристик могут рассматриваться как полностью или частично выполняющие функции такого устройства.
Изучил просторы интернета как сделано с завода на камазах внедорожниках в т.ч 43118 и аналогов, тоже ничего не нашел. Но хотел уточнить если я размещу под рамой запасное колесо - может ли оно выполнять роль ЗПЗУ как частично выполняющее роль такого устройства. Пример на фото
- Вложения
-
- i.jpg (73.24 КБ) 28845 просмотров
Re: Установка задних и боковых защитных устройств грузовых автомобилей и прицепов.
В вашем случае, при установке КМУ на шасси КАМАЗ 4310 смещается штатный кузов и увеличивается задний свес на 800 мм.
Подробнее здесь - Установка КМУ http://forum.ptia-avto.ru/viewtopic.php?f=8&t=7
При переоборудовании автомобилей КАМАЗ следует учитывать рекомендации завода-изготовителя http://www.kamaz.ru/production/zavodu-i ... ssi-kamaz/ , предусматривающие основные виды переоборудования.
В данном случае, переоборудованное транспортное средство относится к категории N3G (Приложение №1 к ТР ТС 018/2011), а согласно Правилам ООН №58 с поправками серии 03 вступившими в силу 18.06.2016г.
«Считается, что любое транспортное средство, относящееся к категории G, удовлетворяет вышеуказанному условию, касающемуся дорожного просвета, если угол съезда (ISO 612:1978)
не превышает:
с) 25° для транспортных средств категорий М3G и N3G ;
по ширине, которая не меньше ширины задней оси более чем на 100 мм с каждой стороны (исключая выпуклые части шин у поверхности грунта).
При наличии более одной задней оси в расчет принимается длина самой длинной задней оси. Требования подпунктов i)−iii)
настоящего пункта должны соблюдаться, по крайней мере, по прямой линии:
a) на расстоянии не более 450 мм от задней оконечности транспортного средства;
b) которая может прерываться в общей сложности не более чем на 200 мм».
Для того чтобы освободить место для установки крана-манипулятора, увеличения полезного пространства для надстройки и облегчения выполнения условия по минимальной нагрузке на переднюю ось, запасное колесо, находящееся за кабиной считаем допустимым перенести на задний свес рамы. Установка держателя запасного колеса ДЗК – 43118-3105010 (на задний свес). Существует аналогичная модификация грузового бортового с КМУ повышенной проходимости см. ОТТС RU.MT21.A.00164.
рис.1 Перенос крепления запасного колеса на аналогичном шасси 6х6
Все автомобили должны быть укомплектованы запасным колесом. Установка держателя запасного колеса должна применяться по возможности конструкции КАМАЗ с применением крепежных деталей (болты, гайки, шайбы), используемых на автомобилях КАМАЗ. При определении места установки запасного колеса необходимо учитывать его влияние на развесовку автомобиля. При применении ДЗК собственной конструкции необходимо обеспечить свободный доступ, удобство пользования при снятии и установке запасного колеса. Усилие на рукоятке привода должно быть не более 15 ÷ 20 кгс. (см.п.7.12.3 Рекомендаций)
Что касается общих требований к кузовным надстройкам:
«8.4.2. Общие требования к кузовным надстройкам.
При проектировании кузовных надстроек производитель должен в общем случае
предусмотреть установку:
- боковых габаритных фонарей, соответствующих Правилам ЕЭК ООН № 48;
- задних контурных фонарей, соответствующих Правилам ЕЭК ООН 48;
- маркировки с улучшенными светоотражающими характеристиками, соответствующей
Правилам ЕЭК ООН 48;
- задних опознавательных знаков, соответствующих Правилам ЕЭК ООН 70;
- систему защиты от разбрызгивания из под колес, соответствующую Техническому
регламенту «О безопасности колесных транспортных средств».
Если при монтаже надстройки дорабатываются установленные на шасси элементы боковой
защиты, заднего защитного устройства и задних фонарей, то изготовитель надстройки обязан
обеспечить соответствие вышеуказанных устройств после доработки требованиям Правил
ЕЭК ООН 73, Правил ЕЭК ООН 58 и Правил ЕЭК ООН 48 соответственно.
Если установленные заднее защитное устройство, боковая защита или система защиты от
разбрызгивания из под колес будет препятствовать выполнению технологических операций
для которых предназначена данная надстройка, то допускаются доработки, согласованные с
ПАО «КАМАЗ».»
Требования к бортовым платформам:
«8.5. Бортовые платформы. Бортовые платформы должны устанавливаться на надрамнике. Крепление к раме
должно быть выполнено по схеме, представленной на рис. 8-8. При разработке необходимо
обеспечить условия для свободного перемещения колес. Откидные борта кузова при
открывании не должны упираться в детали шасси (боковое ограждение, колеса, задний брус
безопасности, буксирный прибор и т.д.) Открытые борта также не должны упираться в землю
даже при полном сжатии подвески.»
Установка краново-манипуляторной установки.
«Перед установкой на шасси необходимо оценить собственную массу и полный момент
манипулятора. Основным расчётным параметром является максимальный суммарный момент крана, а не подъёмный момент. Суммарный момент определяется собственной массой и подъёмной силой крана с выдвинутой стрелой.
Рис. 8-17. Моменты сил, действующие на кран-манипулятор
Вычисление суммарного момента крана производится по формуле:
Мkr= g · s · (Gkr · a + GH · b) / 1000
Здесь (рис. 8-17):
a = расстояние от оси крана до центра тяжести в [м] при максимально выдвинутой стреле;
b = расстояние от оси крана до точки приложения максимальной подъёмной нагрузки в [м] при
максимально выдвинутой стреле;
GH = грузоподъёмность крана-манипулятора в [кг];
GKr = масса крана в [кг];
MKr = суммарный момент крана в [кН·м];
s = коэффициент ударной нагрузки, задаётся изготовителем крана и зависит от системы
управления краном, всегда ≥ 1;
g = ускорение свободного падения 9,81 [м/с2].
Количество опор (аутригеров) (две или четыре), а также их расположение и длина задаются
изготовителем крана-манипулятора исходя из грузоподъёмности и данных по расчёту
устойчивости. Исходя из технических обоснований, ПАО «КАМАЗ» может потребовать
установку четырёх опор. Во время эксплуатации крана эти опоры должны быть выдвинуты и
упираться в грунт. Они должны быть выдвинуты как при погрузке, так и при разгрузке.
Гидравлический нивелир опор при этом должен быть отключён. Кроме того, если для
обеспечения устойчивости необходим балласт, он также должен быть поставлен
изготовителем крана. Для обеспечения устойчивости важное значение имеет жёсткость на кручение всей конструкции рамы. Необходимо иметь в виду, что повышенная жёсткость на кручение ухудшает проходимость и комфортность автомобиля. За надлежащее крепление крана и надрамника отвечает кузовное предприятие или изготовитель крана-манипулятора. Кран-манипулятор должен выдерживать все эксплуатационные нагрузки и при этом сохранять устойчивость.
Следует избегать недопустимой перегрузки осей. Максимальная нагрузка на ось при
эксплуатации крана-манипулятора не должна превышать максимально допустимую нагрузку
на ось (при движении а/м) более чем вдвое. При этом необходимо учитывать коэффициент
ударной нагрузки, задаваемый изготовителем крана-манипулятора! Нагрузки на оси во время
движения не должны превышать допустимые, поэтому необходимо произвести
соответствующий расчёт. Несимметричная установка крана не разрешается, если это
приводит к неравномерной нагрузке на колёса. Разность нагрузок колёс не должна превышать
4%. За это отвечает устанавливающее надстройку предприятие. Сектор поворота стрелы
крана необходимо ограничить, если это требуется для обеспечения устойчивости или
отсутствия перегрузки осей. Каким способом этого добиться, решает изготовитель крана
(например, путём ограничения подъёмной силы крана в зависимости от положения стелы
крана).
При установке и эксплуатации крана необходимо обеспечить отсутствие помех перемещения всех подвижных частей. К органам управления должен быть обеспечен надлежащий доступ. В связи с тем, что краны-манипуляторы отличаются от других кузовных надстроек, для сохранения управляемости автомобиля с краном-манипулятором, устанавливаемом на заднем свесе, минимальная нагрузка на переднюю ось (оси) должна составлять в любом состоянии 30% для двухосного шасси и 25% для трёх- и четырёхосного.
При расчёте нагрузок на оси следует учитывать усилие на тягово-сцепном устройстве,
действующее со стороны прицепа. Автомобили с подъёмными осями следует проверить на
нагрузки также в состоянии с поднятыми осями. Возможно, возникнет необходимость
заблокировать подъём осей.
В зависимости от величины крана (от массы и положения центра тяжести) и его размещения (за кабиной водителя или в задней части шасси) автомобили, по возможности, должны быть оснащены усиленным стабилизатором или усиленными амортизаторами. Эти меры будут способствовать уменьшению перекоса шасси (благодаря, например, меньшему ходу усиленной подвески) и устранению или уменьшению раскачивания. Тем не менее, при
установке крана-манипулятора не всегда удаётся избежать перекосов, обусловленных
смещением центра тяжести автомобиля.
После монтажа надстройки нужно выполнить целый ряд работ по регулировке и контролю.
Прежде всего, это касается фар, заднего защитного устройства и боковой защиты. Разрешение для установки крана-манипулятора требуется лишь в том случае, когда параметры устанавливаемой надстройки выходят за рамки настоящего «Руководства по монтажу».
При установке четырех опор, для надлежащей устойчивости автомобиля при использовании крана-манипулятора конструкция надрамника должна иметь достаточную жёсткость на кручение в области между обоими опорными профилями. Вывешивание автомобиля на крановых опорах с целью увеличения устойчивости допускается лишь случае, когда надрамник принимает на себя все силовые нагрузки, возникающие при работе крана, а сам при этом не связан жёстко с рамой шасси (как, например, автокран).
В соответствии с национальным законодательством перед вводом в эксплуатацию
установленного на автомобиле крана необходимо получить разрешение со стороны
уполномоченной организации.»
Кран-манипулятор за кабиной.
«Если детали шасси выступают за пределы верхнего края надрамника, то поверх него
сооружают ещё одну вспомогательную раму (см. рис. 8-18). Её конструкция должна быть
выполнена таким образом, чтобы дополнительно усилить надрамник.
Кабина должна сохранить возможность опрокидывания, поэтому необходимо обеспечить
беспрепятственный доступ к запирающему механизму. В области радиуса откидывания кабины не должно быть каких-либо препятствий. Радиусы откидывания кабин можно найти на габаритных чертежах шасси. Несмотря на необходимость выполнять требование по
минимальной нагрузке на переднюю ось, следует избегать перегрузки головной части
автомобиля, чтобы не ухудшать его ходовые качества. Снижения нагрузки на переднюю ось
можно добиться, например, посредством перемещения агрегатов. У некоторых автомобилей
допустимая нагрузка на переднюю ось может быть увеличена, если на то имеются технически обоснованные причины.
Установка крана-манипулятора позади кабины.»
Надрамники для установки кранов-манипуляторов.
«Для монтажа кранов-манипуляторов в каждом случае должны быть установлены
соответствующие надрамники. Для предохранения надрамника от повреждения посадочных
мест под основание крана рекомендуется установить дополнительную защитную пластину.
Толщина этой пластины в зависимости от величины крана должна составлять 8-10 мм. Краны-манипуляторы часто устанавливают вместе с другими кузовными надстройками, для монтажа которых также необходим надрамник (например, с самосвальным кузовом иди бортовой платформой). При этом профили надрамника для всей конструкции подбираются исходя из наиболее жёстких требований по установке надстроек. При установке крана за кабиной надрамник должен быть, по меньшей мере в месте расположения крана, выполнен из
закрытого профиля (из труб). Если кран устанавливается в задней части шасси, то, по меньшей мере начиная от места переднего крепления подвески задней оси, надрамник должен быть выполнен из закрытого профиля. Кроме того, для увеличения жёсткости надрамника на
кручение при установке кранов-манипуляторов с грузовым моментом более 18 т·м в его
конструкции нужно применять крестообразные усилители (Х-образные соединения, см. рис. 8-
19), или другие равнозначные конструктивные решения. Для признания конструктивного
решения в качестве равнозначного нужно получить разрешение в ПАО «КАМАЗ».
Крестообразное усиление надрамника: b – ширина рамы.
О установке КМУ и боковых защитных устройств из рекомендаций завода-изготовителя.
«16.1.3 на транспортном средстве, оборудованном выдвижными опорами, обеспечивающими дополнительную устойчивость при погрузке, разгрузке или при других операциях, для которых предназначено данное транспортное средство, в БЗУ допускаются дополнительные свободные промежутки, необходимые для выдвижения опор;
16.1.5 на транспортном средстве, оборудованном краном для погрузки, разгрузки или других операций, для которых предназначено данное транспортное средство, когда обеспечить соблюдение всех предписаний пункта 12 практически невозможно, в БЗУ допускаются дополнительные свободные промежутки, необходимые для перемещения или укладки крана.»
О установке КМУ и боковых защитных устройств из Правил ООН № 73.
В вашем случае, наравне с остальными требованиями действует пункт 8.1.3.
«8.1.3 на транспортных средствах, оборудованных выдвижными опорами, обеспечивающими дополнительную устойчивость при погрузке/разгрузке или при других операциях, для которых предназначено данное транспортное средство, в боковых ограждениях допускаются дополнительные промежутки, необходимые для выдвижения опор.»
Вывод: Замена заднего защитного устройства на элемент конструкции выполняющий функцию ЗПЗУ. В соответствии с Правилами ООН № 58.
«22.1.3 "задняя противоподкатная защита (ЗПЗ)" означает наличие сзади на транспортном средстве:
22.1.3.1 либо специального ЗПЗУ;
22.1.3.2 либо элементов кузова, шасси или других конструкций, которые в силу своей конфигурации и характеристик могут рассматриваться как полностью или частично выполняющие функции ЗПЗУ.»
В вашем случае функцию ЗПЗУ может выполнять запасное колесо, крепление которого переносится и размещается в заднем свесе автомобиля. Завод-изготовитель предусматривает такое расположение запасного колеса (см. выше).
Помимо переноса запасного колеса, частично выполняющего функцию ЗПЗУ, на вашем автомобиле можно установить ЗПЗУ не снижающее проходимость и угол съезда.
На рис. 2. Транспортное средство 7957К6 модификация 7857К6-02 на базе КАМАЗ 43114 - 15 категории N3G с креплением запасного колеса в заднем свесе и ЗПЗУ, ОТТС E-RU.MT21.A.00149.
рис.2 Транспортное средство 7957К6 модификация 7857К6-02.
Подробнее здесь - Установка КМУ http://forum.ptia-avto.ru/viewtopic.php?f=8&t=7
При переоборудовании автомобилей КАМАЗ следует учитывать рекомендации завода-изготовителя http://www.kamaz.ru/production/zavodu-i ... ssi-kamaz/ , предусматривающие основные виды переоборудования.
В данном случае, переоборудованное транспортное средство относится к категории N3G (Приложение №1 к ТР ТС 018/2011), а согласно Правилам ООН №58 с поправками серии 03 вступившими в силу 18.06.2016г.
«Считается, что любое транспортное средство, относящееся к категории G, удовлетворяет вышеуказанному условию, касающемуся дорожного просвета, если угол съезда (ISO 612:1978)
не превышает:
с) 25° для транспортных средств категорий М3G и N3G ;
по ширине, которая не меньше ширины задней оси более чем на 100 мм с каждой стороны (исключая выпуклые части шин у поверхности грунта).
При наличии более одной задней оси в расчет принимается длина самой длинной задней оси. Требования подпунктов i)−iii)
настоящего пункта должны соблюдаться, по крайней мере, по прямой линии:
a) на расстоянии не более 450 мм от задней оконечности транспортного средства;
b) которая может прерываться в общей сложности не более чем на 200 мм».
Для того чтобы освободить место для установки крана-манипулятора, увеличения полезного пространства для надстройки и облегчения выполнения условия по минимальной нагрузке на переднюю ось, запасное колесо, находящееся за кабиной считаем допустимым перенести на задний свес рамы. Установка держателя запасного колеса ДЗК – 43118-3105010 (на задний свес). Существует аналогичная модификация грузового бортового с КМУ повышенной проходимости см. ОТТС RU.MT21.A.00164.
рис.1 Перенос крепления запасного колеса на аналогичном шасси 6х6
Все автомобили должны быть укомплектованы запасным колесом. Установка держателя запасного колеса должна применяться по возможности конструкции КАМАЗ с применением крепежных деталей (болты, гайки, шайбы), используемых на автомобилях КАМАЗ. При определении места установки запасного колеса необходимо учитывать его влияние на развесовку автомобиля. При применении ДЗК собственной конструкции необходимо обеспечить свободный доступ, удобство пользования при снятии и установке запасного колеса. Усилие на рукоятке привода должно быть не более 15 ÷ 20 кгс. (см.п.7.12.3 Рекомендаций)
Что касается общих требований к кузовным надстройкам:
«8.4.2. Общие требования к кузовным надстройкам.
При проектировании кузовных надстроек производитель должен в общем случае
предусмотреть установку:
- боковых габаритных фонарей, соответствующих Правилам ЕЭК ООН № 48;
- задних контурных фонарей, соответствующих Правилам ЕЭК ООН 48;
- маркировки с улучшенными светоотражающими характеристиками, соответствующей
Правилам ЕЭК ООН 48;
- задних опознавательных знаков, соответствующих Правилам ЕЭК ООН 70;
- систему защиты от разбрызгивания из под колес, соответствующую Техническому
регламенту «О безопасности колесных транспортных средств».
Если при монтаже надстройки дорабатываются установленные на шасси элементы боковой
защиты, заднего защитного устройства и задних фонарей, то изготовитель надстройки обязан
обеспечить соответствие вышеуказанных устройств после доработки требованиям Правил
ЕЭК ООН 73, Правил ЕЭК ООН 58 и Правил ЕЭК ООН 48 соответственно.
Если установленные заднее защитное устройство, боковая защита или система защиты от
разбрызгивания из под колес будет препятствовать выполнению технологических операций
для которых предназначена данная надстройка, то допускаются доработки, согласованные с
ПАО «КАМАЗ».»
Требования к бортовым платформам:
«8.5. Бортовые платформы. Бортовые платформы должны устанавливаться на надрамнике. Крепление к раме
должно быть выполнено по схеме, представленной на рис. 8-8. При разработке необходимо
обеспечить условия для свободного перемещения колес. Откидные борта кузова при
открывании не должны упираться в детали шасси (боковое ограждение, колеса, задний брус
безопасности, буксирный прибор и т.д.) Открытые борта также не должны упираться в землю
даже при полном сжатии подвески.»
Установка краново-манипуляторной установки.
«Перед установкой на шасси необходимо оценить собственную массу и полный момент
манипулятора. Основным расчётным параметром является максимальный суммарный момент крана, а не подъёмный момент. Суммарный момент определяется собственной массой и подъёмной силой крана с выдвинутой стрелой.
Рис. 8-17. Моменты сил, действующие на кран-манипулятор
Вычисление суммарного момента крана производится по формуле:
Мkr= g · s · (Gkr · a + GH · b) / 1000
Здесь (рис. 8-17):
a = расстояние от оси крана до центра тяжести в [м] при максимально выдвинутой стреле;
b = расстояние от оси крана до точки приложения максимальной подъёмной нагрузки в [м] при
максимально выдвинутой стреле;
GH = грузоподъёмность крана-манипулятора в [кг];
GKr = масса крана в [кг];
MKr = суммарный момент крана в [кН·м];
s = коэффициент ударной нагрузки, задаётся изготовителем крана и зависит от системы
управления краном, всегда ≥ 1;
g = ускорение свободного падения 9,81 [м/с2].
Количество опор (аутригеров) (две или четыре), а также их расположение и длина задаются
изготовителем крана-манипулятора исходя из грузоподъёмности и данных по расчёту
устойчивости. Исходя из технических обоснований, ПАО «КАМАЗ» может потребовать
установку четырёх опор. Во время эксплуатации крана эти опоры должны быть выдвинуты и
упираться в грунт. Они должны быть выдвинуты как при погрузке, так и при разгрузке.
Гидравлический нивелир опор при этом должен быть отключён. Кроме того, если для
обеспечения устойчивости необходим балласт, он также должен быть поставлен
изготовителем крана. Для обеспечения устойчивости важное значение имеет жёсткость на кручение всей конструкции рамы. Необходимо иметь в виду, что повышенная жёсткость на кручение ухудшает проходимость и комфортность автомобиля. За надлежащее крепление крана и надрамника отвечает кузовное предприятие или изготовитель крана-манипулятора. Кран-манипулятор должен выдерживать все эксплуатационные нагрузки и при этом сохранять устойчивость.
Следует избегать недопустимой перегрузки осей. Максимальная нагрузка на ось при
эксплуатации крана-манипулятора не должна превышать максимально допустимую нагрузку
на ось (при движении а/м) более чем вдвое. При этом необходимо учитывать коэффициент
ударной нагрузки, задаваемый изготовителем крана-манипулятора! Нагрузки на оси во время
движения не должны превышать допустимые, поэтому необходимо произвести
соответствующий расчёт. Несимметричная установка крана не разрешается, если это
приводит к неравномерной нагрузке на колёса. Разность нагрузок колёс не должна превышать
4%. За это отвечает устанавливающее надстройку предприятие. Сектор поворота стрелы
крана необходимо ограничить, если это требуется для обеспечения устойчивости или
отсутствия перегрузки осей. Каким способом этого добиться, решает изготовитель крана
(например, путём ограничения подъёмной силы крана в зависимости от положения стелы
крана).
При установке и эксплуатации крана необходимо обеспечить отсутствие помех перемещения всех подвижных частей. К органам управления должен быть обеспечен надлежащий доступ. В связи с тем, что краны-манипуляторы отличаются от других кузовных надстроек, для сохранения управляемости автомобиля с краном-манипулятором, устанавливаемом на заднем свесе, минимальная нагрузка на переднюю ось (оси) должна составлять в любом состоянии 30% для двухосного шасси и 25% для трёх- и четырёхосного.
При расчёте нагрузок на оси следует учитывать усилие на тягово-сцепном устройстве,
действующее со стороны прицепа. Автомобили с подъёмными осями следует проверить на
нагрузки также в состоянии с поднятыми осями. Возможно, возникнет необходимость
заблокировать подъём осей.
В зависимости от величины крана (от массы и положения центра тяжести) и его размещения (за кабиной водителя или в задней части шасси) автомобили, по возможности, должны быть оснащены усиленным стабилизатором или усиленными амортизаторами. Эти меры будут способствовать уменьшению перекоса шасси (благодаря, например, меньшему ходу усиленной подвески) и устранению или уменьшению раскачивания. Тем не менее, при
установке крана-манипулятора не всегда удаётся избежать перекосов, обусловленных
смещением центра тяжести автомобиля.
После монтажа надстройки нужно выполнить целый ряд работ по регулировке и контролю.
Прежде всего, это касается фар, заднего защитного устройства и боковой защиты. Разрешение для установки крана-манипулятора требуется лишь в том случае, когда параметры устанавливаемой надстройки выходят за рамки настоящего «Руководства по монтажу».
При установке четырех опор, для надлежащей устойчивости автомобиля при использовании крана-манипулятора конструкция надрамника должна иметь достаточную жёсткость на кручение в области между обоими опорными профилями. Вывешивание автомобиля на крановых опорах с целью увеличения устойчивости допускается лишь случае, когда надрамник принимает на себя все силовые нагрузки, возникающие при работе крана, а сам при этом не связан жёстко с рамой шасси (как, например, автокран).
В соответствии с национальным законодательством перед вводом в эксплуатацию
установленного на автомобиле крана необходимо получить разрешение со стороны
уполномоченной организации.»
Кран-манипулятор за кабиной.
«Если детали шасси выступают за пределы верхнего края надрамника, то поверх него
сооружают ещё одну вспомогательную раму (см. рис. 8-18). Её конструкция должна быть
выполнена таким образом, чтобы дополнительно усилить надрамник.
Кабина должна сохранить возможность опрокидывания, поэтому необходимо обеспечить
беспрепятственный доступ к запирающему механизму. В области радиуса откидывания кабины не должно быть каких-либо препятствий. Радиусы откидывания кабин можно найти на габаритных чертежах шасси. Несмотря на необходимость выполнять требование по
минимальной нагрузке на переднюю ось, следует избегать перегрузки головной части
автомобиля, чтобы не ухудшать его ходовые качества. Снижения нагрузки на переднюю ось
можно добиться, например, посредством перемещения агрегатов. У некоторых автомобилей
допустимая нагрузка на переднюю ось может быть увеличена, если на то имеются технически обоснованные причины.
Установка крана-манипулятора позади кабины.»
Надрамники для установки кранов-манипуляторов.
«Для монтажа кранов-манипуляторов в каждом случае должны быть установлены
соответствующие надрамники. Для предохранения надрамника от повреждения посадочных
мест под основание крана рекомендуется установить дополнительную защитную пластину.
Толщина этой пластины в зависимости от величины крана должна составлять 8-10 мм. Краны-манипуляторы часто устанавливают вместе с другими кузовными надстройками, для монтажа которых также необходим надрамник (например, с самосвальным кузовом иди бортовой платформой). При этом профили надрамника для всей конструкции подбираются исходя из наиболее жёстких требований по установке надстроек. При установке крана за кабиной надрамник должен быть, по меньшей мере в месте расположения крана, выполнен из
закрытого профиля (из труб). Если кран устанавливается в задней части шасси, то, по меньшей мере начиная от места переднего крепления подвески задней оси, надрамник должен быть выполнен из закрытого профиля. Кроме того, для увеличения жёсткости надрамника на
кручение при установке кранов-манипуляторов с грузовым моментом более 18 т·м в его
конструкции нужно применять крестообразные усилители (Х-образные соединения, см. рис. 8-
19), или другие равнозначные конструктивные решения. Для признания конструктивного
решения в качестве равнозначного нужно получить разрешение в ПАО «КАМАЗ».
Крестообразное усиление надрамника: b – ширина рамы.
О установке КМУ и боковых защитных устройств из рекомендаций завода-изготовителя.
«16.1.3 на транспортном средстве, оборудованном выдвижными опорами, обеспечивающими дополнительную устойчивость при погрузке, разгрузке или при других операциях, для которых предназначено данное транспортное средство, в БЗУ допускаются дополнительные свободные промежутки, необходимые для выдвижения опор;
16.1.5 на транспортном средстве, оборудованном краном для погрузки, разгрузки или других операций, для которых предназначено данное транспортное средство, когда обеспечить соблюдение всех предписаний пункта 12 практически невозможно, в БЗУ допускаются дополнительные свободные промежутки, необходимые для перемещения или укладки крана.»
О установке КМУ и боковых защитных устройств из Правил ООН № 73.
В вашем случае, наравне с остальными требованиями действует пункт 8.1.3.
«8.1.3 на транспортных средствах, оборудованных выдвижными опорами, обеспечивающими дополнительную устойчивость при погрузке/разгрузке или при других операциях, для которых предназначено данное транспортное средство, в боковых ограждениях допускаются дополнительные промежутки, необходимые для выдвижения опор.»
Вывод: Замена заднего защитного устройства на элемент конструкции выполняющий функцию ЗПЗУ. В соответствии с Правилами ООН № 58.
«22.1.3 "задняя противоподкатная защита (ЗПЗ)" означает наличие сзади на транспортном средстве:
22.1.3.1 либо специального ЗПЗУ;
22.1.3.2 либо элементов кузова, шасси или других конструкций, которые в силу своей конфигурации и характеристик могут рассматриваться как полностью или частично выполняющие функции ЗПЗУ.»
В вашем случае функцию ЗПЗУ может выполнять запасное колесо, крепление которого переносится и размещается в заднем свесе автомобиля. Завод-изготовитель предусматривает такое расположение запасного колеса (см. выше).
Помимо переноса запасного колеса, частично выполняющего функцию ЗПЗУ, на вашем автомобиле можно установить ЗПЗУ не снижающее проходимость и угол съезда.
На рис. 2. Транспортное средство 7957К6 модификация 7857К6-02 на базе КАМАЗ 43114 - 15 категории N3G с креплением запасного колеса в заднем свесе и ЗПЗУ, ОТТС E-RU.MT21.A.00149.
рис.2 Транспортное средство 7957К6 модификация 7857К6-02.
Александр - эксперт "ПТИА - АВТО"
8-495-741-94-71
ptiafond@mail.ru, www.ptiafond.ru
8-495-741-94-71
ptiafond@mail.ru, www.ptiafond.ru
Вернуться в «Переоборудование грузовых автомобилей свыше 3500 кг»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя