В настоящее время в сфере производства и оснащения транспортных средств приборами контроля режима труда и отдыха сложилась очень не простая ситуация. Существуют различные мнения о том, чем же все таки является тахограф. В нашей стране тахограф наделяют всевозможными функциями не только в техническом плане, но зачастую и в юридическом. Однако стоит напомнить, что тахограф представляет собой всего лишь «черный ящик», «стукачек» цель которого зафиксировать и предоставить представителю контрольных органов доказательства нарушений водителем режима труда и отдыха. Цель настоящей статьи - разобраться в сложностях и прийти к заключению – что же такое тахограф.
Безусловно, недостаточно просто предположить, что представляет из себя тахограф в юридическом плане. Необходимы четкие пункты нормативных правовых документов, которые определят «права и обязанности» тахографа.
Приступим.
Согласно ст. 20 ФЗ 196 «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в числе прочего, оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На данном этапе не будем углубляться в тему, кому из перевозчиков тахограф нужен, а кто может обойтись без него. Это вопрос рассмотрим позже.
Во исполнение Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (ст. 20), Правительством РФ принято Постановление № 1213 от 23.11.2012, предусматривающее, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации».
На основании ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения», и Постановления Правительства №1123, Приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36 утверждены «Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», в котором установлены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, закреплены правила использования тахографов, утверждены правила обслуживания тахографов, установлены правила контроля работы тахографов, а также ряд технических требований к тахографам.
При этом, ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» закреплено понятие «тахографы» как технические средства. Это очень важное понятие. Таким образом Один федеральный закон из области безопасности дорожного движения определил, что требования к тахографу должны предъявляться в рамках другого федерального закона, уже из области технического регулирования.
В соответствии с Федеральным законом 184 «О техническом регулировании», в частности п. 1, ст. 1, указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.
Ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрены следующие понятия:
техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или ее производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и т.д.
- технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации,….. и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);
Таким техническим регламентом с 1 января 2015 года стал Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза 018/2011 (далее ТР ТС 018/2011), принятый Решением Комиссии ТС № 877 от 09.12.2011, и ставший обязательным к исполнению на территории в том числе и Российской Федерации.
Согласно ТР ТС 018/2011, объекты технического регулирования (то на что распространяется техническое регулирование) устанавливаются приложением № 10. Так, пунктом 65 таблицы 4 приложения №10 ТР ТС 018/2011, техническому средству контроля режима труда и отдыха - тахографу - определен статус объекта технического регулирования. Также к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие указанного технического регламента, относятся: колесные транспортные средства категорий L, М, N и О, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее - транспортные средства), а также шасси, и автокомпоненты - компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
Таким образом, на тахограф, который является объектом технического регулирования, в полной мере распространяются требования национального законодательства в области технического регулирования, в частности Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона «О техническом регулировании» содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции и ее производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Не включенные в технические регламенты требования к продукции не могут носить обязательный характер.
Обязательные требования к тахографу предъявляются в приложении 10 пункт 65 ТР ТС 018/2011.
Подтверждением же того факта, что тахограф соответствует требованиям ТР ТС 018/2011 является наличие у него сертификата соответствия одному из технических регламентов (ст. 20 ФЗ 184 О техническом регулировании)
Таким образом, соответствие тахографа обязательным требованиям законодательства (а за не соблюдение не обязательных требований законодательно ответственность не предусмотрена) подтверждается исключительно Сертификатом соответствия Техническому регламенту и только.
Однако, как в хорошем детективе, есть нюанс. Заключается он в том, что помимо требований, предъявляемых к тахографу Техническим регламентом, существует еще один документ, который предъявляет требования к его (тахографу) конструкции. Этот документ, уже упомянутый нами, Приказ Минтранса №36. В этом документе, помимо функциональных требований, правил эксплуатации и т.п., также присутствуют требования к конструкции тахографа, в частности наличие в тахографе блока криптозащиты СКЗИ.
Получается, что технические требования к тахографу (в частности наличия в нем блока криптозащиты СКЗИ), предъявляемые приказом Минтранса №36 от 13.02.2013, не могут носить обязательный характер, в противном случае идет нарушение п. 2 ст 53 Договора о Евразийском экономическом союзе, а следовательно и ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о главенстве международного права. Если Суды РФ, как это уже не раз продемонстрировано (решения Ф03-5519/2016, 06АП-3548/2016, отказ ВС от рассмотрения дела 303КГ17-2800), пренебрегают Конституцией РФ, то такие же нормы главенства международных договоров утверждены ст. 5 п. 2 ФЗ 101 «О международных договорах Российской Федерации».
Благодаря стараниям отдельных представителей Минтранса РФ получается следующая картина:
Получается, что все «пляски с бубном» происходят только вокруг тахографов с СКЗИ. Огромное количество, практически не выполнимых требований и только к этому типу тахографов. Не смотря на то, что на рынке присутствуют более 1,2 миллионов уже установленных тахографов ЕСТР и ЕАЭС (данные по отчетам обслуженных приборов мастерскими), к которым предъявляются требования только ТР ТС 018/2011.
Далее, себестоимость владения тахографов с учетом их приобретения на ближайшие 7 лет эксплуатации (срок амортизации тахографа):
- тахограф ЕСТР : 50 000р первичная установка, 5000 руб. каждые два года калибровка и метрологическая поверка, итого 65 000 рублей за 7 лет.
- тахограф ЕАЭС : 30 000р первичная установка, 5000 руб. каждые два года калибровка и метрологическая поверка, итого 45 000 рублей за 7 лет.
- тахограф с СКЗИ : 45 000р первичная установка, 20 000 руб. каждые три года замена СКЗИ, калибровка и метрологическая поверка, итого 85 000 рублей за 7 лет, при этом 45 000-50 000 рублей уходит только на блок СКЗИ, себестоимость которого не превышает 900 рублей и производится он российским производителем - вроде не зависящим от изменения курса валют.
Вот и получается, что вроде по закону положено одно – можно использовать любой из сертифицированных типов тахографов, а в реалии, благодаря беспрецедентного административного давления (что стоит только одно письмо от ФБУ Росавтотранс, подписанное г-ном Хачатряном о якобы запрете аналоговых тахографов, и разосланном контролирующим органам), ставьте то, что подорвет и так не самый богатый бюджет любого перевозчика. При этом, это никак не повлияет (тем более положительно) на уменьшение аварийности по причине усталости водителя.
Четыре года прошло как появился контроль труда и отдыха водителя на дороге (ст 11.23 КоАП РФ). В этом месте, хотелось бы обратить внимание на статистику, предоставленную ГИБДД, а именно количество ДТП с пострадавшими в динамике не уменьшилась, а на фоне падения общего количества перевозок этот показатель на самом деле вырос. Так же, статистика показывает применение статьи КоАП по части 1 (т.е. требование к отсутствию или наличию «неправильного» тахографа) более чем 200 000 раз (оформленных постановлений), при этом применение этой же статьи по части 2, за нарушение режимов труда и отдыха водителей (то для чего тахография создавалась) всего лишь 13 000 раз. И это при данных ФБУ Росавтотранспорта в более 600 000 активированных блоков СКЗИ в тахографах. При учете того, что есть еще и тахографы ЕСТР и ЕАЭС (более 1,2 миллионов штук), получается общая картина того, что нынешние требования направлены не на контроль за соблюдением режимов труда и отдыха водителей, а на требование к оснащению, специальным тахографом со специальным изделием криптозащиты, который в свою очередь производит одна единственная организация. Требования ФАС об устранении этого факта по этому поводу, Минтрансом не выполнены по сей день. Требования проекта ФЗ О тахографах, который участники рынка активно призывают отправить в Государственную Думу для его принятия, так же направлен на требования к изделию, т.е. тахографу, и ни слова о том ради чего его придумали. Эта статистика была озвучена вот на этом мероприятии http://www.forumbt.ru/conf2017/ .
Совсем не давно, Верховный Суд отказался рассмотреть дело (303КГ17-2800), которое могло бы поставить точку в спорах о легитимности конструкции тахографа, сославшись на то, что Международные договора НИЧТО перед Приказом Минтранса № 36. Очень грустно. Грустно, что группа «товарищей», имеющая неограниченный административный ресурс, гнет законодательство в свой карман, при этом полностью забыв о хоть какой бы то ни было пользе для общества.
И еще немного. Существует проект ФЗ О тахографах (упоминал выше). Очень пытаются его протолкнуть. Если он вступит в силу с признанием того что в тахографе присутствует информация ограниченного доступа, ВСЕ установленные тахографы по Приказу № 36 придется заменить. На что заменить, это вопрос, но видимо его тоже продавят (нанокирпичь же был в истории РФ). А вот замена более 600 000 тахографов, мне кажется, может сильно аукнуться власти. А менять придется, так как они не соответствуют требованиям сертификации во исполнение ПП 266 от 21.04.2010. Обратите внимание, что даже в рамках этого проекта, тахографы ЕСТР никаким образом не рассматриваются и требования к ним не предъявляется. Таким образом, чтобы уйти от необоснованных расходов перевозчику необходимо получить Лицензию на международные перевозки. Это очень дешево и позволяет иметь возможность, при случае, выехать за территорию РФ. Попытки «прикрыть» этот механизм будет расцениваться как ограничения прав российских перевозчиков и лоббирование интересов иностранных транспортных компаний. Опять пушками по воробьям.
Наличие блока СКЗИ в тахографе, как средства криптозащиты, ставит своего владельца в группу высокого риска. Пункт 21 Постановления Правительства 313 от 16.04.2012 (О лицензировании) требует наличие лицензии осуществления передачи криптозащищенного средства. Водитель передает свой автомобиль, а вместе с ним и запасное колесо, двигатель, топливный бак, и топливо в нем, которое находится под крышкой и, за частую, под пломбой, тахограф, ну и блок СКЗИ (криптозащищенное средство) несколько раз в неделю – на стоянку, на технический осмотр, на станцию технического обслуживания и т.д. Таким образом, не имея лицензии, в соответствии с ПП 313, он очень рискует попасть под уголовную ответственность под статью осуществление деятельности без лицензии. Да, существуют письма от ФСБ, где они «мамой клянутся» что это не так. Но, многие перевозчики, конечно, не заканчивали высших учебных заведений, однако им очень хорошо известно, чем заканчиваются обещания представителей контролирующих органов, которые (обещания) идут в разрез с действующим законодательством (п. 21 ПП 313).
Может не к месту, но начинаешь жалеть, что упразднили термин «враги народа», мне кажется этим термином можно было бы объяснить ситуацию вокруг тахографа, другого объяснения я не могу найти вот уже в течении 4 лет.
Итог: тахограф это техническое средство (закреплено ст 20 ФЗ 196 О безопасности дородного движения и п. 65 таблица 4 приложение 1 ТР ТС 018/2011). К нему могут применяться обязательные требования только в форме требований технических регламентов (ФЗ 184). Дополнительные обязательные требования применены быть не могут (п. 2 ст 53 Договора о Евразийском экономическом союзе). Если Минтрансу необходимо предъявить технические требования к тахографу, то это необходимо делать в форме Технического регламента и в рамках ЕАЭС. В противном случае, что и есть в настоящее время, технические требования Минтранса к содержанию в тахографе блока СКЗИ не могут носить обязательного характера.
Член Правления НП СРТС,
Член Комитета по транспорту СРО ООО МСП «ОПОРА РОССИИ» г. Саратов
Эксперт в области подтверждения соответствия конструкции транспортных средств
Метролог
Руководитель тахографической мастерской
Сухомлинов Максим Владимирович
+79857737751
- Алексей Б.
- Сообщения: 65
- Зарегистрирован: 09 дек 2016, 14:32
Вводная о тахографии в России
Биркин Алексей Борисович
"ПТИА-АВТО"
"ПТИА-АВТО"
Вернуться в «Все о тахографах»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость